Ассоциативное мышление относится к базовым навыкам находчивого собеседника. Поэтому, чтобы развить в себе находчивость, необходимо этот навык тренировать. Когда мы были детьми, у нас этот навык был отлично развит, но с годами мы его значительно утратили. Что же такое ассоциативное мышление?
Это такое мышление, когда мы в состоянии подобрать к ключевому слову ассоциации, или увидеть в облаке или группе облаков какой-то сюжет, какое-то изображение животных, пейзажей, сказочных персонажей, увидеть в привычных предметах что-то необычное.
Вспомните, как играют дети. Они могут играть с какой-нибудь палкой, и она у них будет и лошадью, и машиной, и автоматом, и чем угодно.
Особенностью ассоциативного мышления и является способность производить обобщения и абстрагирование, не проводя логического анализа. И такие навыки можно и нужно тренировать, и для этого существует множество упражнений.
Например:
В наше время любая фирма или учреждение, организация, государственная структура имеет аббревиатуру, которая означает сокращенное название (ФБР, КГБ, ФСС, ФИАТ, ВАЗ, ООН, МИД, ПВО, МВД, ОВД и так далее), или какое-то сокращение в русском языке (т.д., т.п.). Попробуйте поозоровать и придумать шутливую расшифровку такой аббревиатуры. Чем неожиданнее и бессмысленнее ваш вариант, тем более остроумным человеком вы прослывете. Такое упражнение прекрасно тренирует как ассоциативные навыки, так и чувство юмора, что в скором времени заметят и оценят окружающие вас люди.
Так же для развития ассоциативного мышления можно наблюдать за облаками и находить в их очертаниях причудливые картины, попытайтесь увидеть что-то интересное и в очертаниях крон деревьев и кустарников. Это можно делать вдвоем с кем-то, рассказывая друг другу, что вы увидели, чтобы тот, кому рассказывают, мог найти то, что увидел собеседник, или пофантазируйте в одиночку Возьмите книгу или газету, выберите понравившееся существительное, и запишите все ассоциации, возникающие в связи с этим словом.
Например:
Школа ученик, учитель, урок, контрольная, экзамен, тетрадь, учебник, перемена, каникулы…
Магазин продавец, товар, цена, деньги, кошелек, витрина, ценник, касса, сдача…
Молоко еда, корова, кошка, каша, сметана, масло, кефир, сыр, йогурт…
Или возьмите два любых слова так же из книги или газеты и составьте ассоциативную цепочку от одного слова к другому. Для этого нужно найти ассоциацию к первому слову, которая хоть немного приблизит его ко второму понятию, затем найти вторую ассоциацию, затем третью, пока не свяжете оба понятия вместе. Например: компьютер путешествие. Компьютер интернет интернет бизнес заработок деньги заказ путевки -путешествие.
Такое упражнение можно делать на время. Можно играть с кем-то на скорость нахождения ассоциаций, где выигрывает тот, кто быстрее найдет нужные ассоциации и быстрее построит ассоциативную цепочку. Упражнения на скорость по поиску ассоциаций развивают находчивость и скорость мышления.
Так же для развития быстрого мышления попробуйте научиться быстро читать и говорить. Для этого возьмите любой текст и громко его прочитайте. Затем дайте себе команду читать текст быстрее, чем обычно, в два раза. То же самое можно проделать и с речью.
Если вы будете тренироваться читать с более высокой скоростью и постараетесь поддерживать по возможности более высокий темп речи, то через какое-то время мозг приспособится к такому ускоренному ритму, и вы сможете читать и говорить намного быстрее, а, значит, увеличится и скорость вашего мышления, и ваша находчивость.